Великое переселение народов

Этническая и политическая панорама Восточно-Европейской равнины и Сибири никогда не была статичной. Ей всегда была присуща динамика. В особенной степени она проявилась в начале первого тысячелетия нашей эры.

Первые века новой эры стали временем массовых миграций в Евразии, получивших в историографической традиции название великого переселения народов. Ряд историков для обозначения этого явления пользуется понятием "этническая революция". Этот термин призван подчеркнуть масштаб эмиграционных процессов в первом тысячелетии и их роль в изменении этнической карты Европы и Азии. Перемены были колоссальные. С исторической арены было "сведено" немалое число "старых" прежде влиятельных этносов, были вызваны к жизни "молодые" народы, закладывавшие своими передвижениями основы этнической и политической географии Западной и Восточной Европы, значительной части Азии и Северной Африки.

В ходе масштабных перемещений стирались и изменялись границы прежних племенных ареалов, шло резкое увеличение межплеменных контактов, смешивались разные этнические компоненты, что приводило к образованию новых народов. История многих современных народов берет начало в этой эпохе. Миграция послужила фоном и главным условием начала этногенеза большинства европейских наций.

Современные историки не слишком расходятся в определении состава участников великого переселения народов (гуннские, германские, славянские, аланские и другие племена), в оценке роли их в этом процессе. А вот в 20-30-х годах задававший тон в советской историографии школе М.Н.Покровского было свойственно главную роль отводить германским племенам.

Действительно, первая волна великого переселения была связана с германцами. Во втором - третьем веках через Русскую равнину с севера на юг - из районов Прибалтики и Дании в Крым, на Балканы и оттуда в Южную Азию - двинулись германские племена готов. У готского историка Иордана есть упоминание о мордве, веси, мери, эстах и об онежской чуди, которые вошли в состав готского царства, созданного вождем готов Германарихом и простиравшегося на всю Русскую равнину.

Под напором гуннов и славян готы были вытеснены из Причерноморья на запад, приведя в движение и другие германские племена граничившие с Римской империей. Германцы в 4-5 веках н.э. основали королевства в бывших римских провинциях: в Южной Галлии и Испании - вестготы; на юго-западе Германии, в Эльзасе, большей части Швейцарии - алеманны; на юго-западе Галлии - бургунды; в Северной Галлии - франки; в Италии - остготы и лангобарды; на Британских островах - англы, саксы, юты. В результате германского нашествия рухнула Западная римская империя, и установились государства, на полторы тысячи лет вперед определившие политическую географию Западной Европы - Франция, Италия, Испания, Великобритания, Германия. Путем смешения германцев с кельтами и романизированным населением сформировались современные европейские этносы - французы, англичане, испанцы, итальянцы, голландцы и др.

В советской исторической литературе 20-30-х годов великое переселение народов фактически приравнивалось к движению германских племен и ничего не говорилось о роли славян, тюркских племен, арабов. Это заведомо ограничивало вскрытие масштабов исторического действия и не давало ответа на вопрос о значении великого переселения народов для истории нашей страны.

В дальнейшем эта тема была серьезно углублена советскими исследователями. Стало очевидным, что в начале первого тысячелетия н.э. размах славянской цивилизации был не менее значительным, чем у германских племен. Согласно теории А.А.Шахматова, Л.Н.Гумилева и др., первоначальный ареал обитания славян находился на довольно ограниченной территории в Южной Прибалтике, откуда и пошли первые импульсы славянской миграции в 1-2 вв. нашей эры. По мнению академика Б.А.Рыбакова, прародиной славян была область от Эльбы до Днепра.

Интенсивное движение позволило славянским племенам за исторически короткие сроки заселить гигантские пространства от Вислы до Верхней Волги, от Балтики до Черного и Адриатического морей. Причем, если многие кочевые и часть германских племен отрывались от своих тылов, что вело к их гибели в военных столкновениях или быстрому растворению в иных этнических массах, то славяне - в отличие от них - не оставляли окончательно своих территорий, а только постоянно расширяли их. Славянская колонизация носила комбинированный характер: наряду с организованными военными походами шло мирное заселение новых территорий земледельческими общинами, ищущими новых пахотных земель.

Великое переселение положило начало истории современных славянских народов, в том числе и русского. После начальных импульсов переселения славянская единая общность разделилась на отдельные племена и народы.При этом единство славянской материальной и духовной культуры на основе традиций земледельческих общин и свойственных им ведических культов сохранялось еще довольно долго - вплоть до христианизации славян, разделившей их по религиозному признаку. Длительное время сохранялся и единый славянский язык, позволявший, несмотря на диалекты, примерно до 14 века вполне свободно понимать друг друга поляку и болгарину, новгородцу и жителю Черногории. В "Повести временных лет" 12 века летописец оставил весьма показательное замечание: "Словенский язык и русский одно есть".

Тем не менее, после расселения славян на новых местах их языки и культуры стали постепенно расходится. Причинами тому являлись огромная территория расселения, естественно-географические барьеры между славянскими племенами, иноземные вторжения. Не последнюю роль сыграли и контакты с местными неславянскими племенами, влиявшими на язык и культуру славян. К примеру, на Балканах в состав славянских общин вливались фракийцы, частично греки, иллирийцы, пришедшие с Волги Булгары. Между Днепром и Ильменем славяне активно вступали в контакт с финно - уграми, балтами, тюрками.

Территория Восточной Европы стала плацдармом для перемещений не только готов, монголоязычных гуннов и славян. В середине первого тысячелетия со стремлением к политической гегемонии в регионе выступили тюрксие племена - авры, хазары,булгары. Их движение с востока на запад диктовалось логикой их кочевого хозяйства и межэтнических столкновений. Тюрки выделялись и в азиатских миграциях - особенно при заселении Сибири: кыргызы, уйгуры и др. В результате поглощения южными тюркоязычными переселенцами некоторых палеоазиатских и тунгусских племен стал формироваться якутский этнос.

К последним миграционным волнам великого переселения ученые относят арабские завоевания, начавшиеся в 7 веке и охватившие Аравию, Западную и Среднюю Азию, Северную Африку. С эпохой великого переселения совпало несколько этапов еврейской миграции с Ближнего Востока. Рассеивание евреев началось еще до новой эры с связи с вавилонскими, македонскими, римскими завоеваниями. Походы арабов вызвали еще несколько волн исхода евреев с их прародины. К концу 8 в. относятся первые экспедиции норманов как в Западную, так и в Восточную Европу. В конце 9 века в южнорусские степи ворвались печенеги. В это же время далекий переход мадьяр с Южного Урала в Европу завершился заселением ими Панонии, где они ассимилировали местных славян.

В трудах разных историков наблюдается несовпадение при определении хронологии великого переселения. Марксистская историография начало событий связывала с движением германцев и относила к 4 веку. Такой специалист по данной тематике, как Л.Н.Гумилев, первые толчки массовых миграций уверенно относил к 1-2 векам н.э.

Налицо и расхождение в объяснении побудительных причин великого переселения народов. школа М.Н. Покровского главным двигателем племенных перемещений называла потребность в больших пространствах земли, необходимом при тогдашнем примитивном ведении хозяйства Кроме того выдвигались такие причины, как разложение у варварских племен первобытнообщинного строя, формирование крупных племенных союзов, возглавляемых военной аристократией, стремившейся к обогащению и упрочению власти

По логике христианских богословов в смене этнической картины в Европе после великого переселения с наглядностью проявилось Божье Провидение: "старые" народы сошли с исторической арены вместе с завершением ветхозаветных времен. Новая христианская эра стала временем торжества евангелической проповеди и жизнеутверждения народов, обратившихся к христианству.

Эта позиция не лишена доли практического смысла. Христианская религия и деятельность церкви стали факторами определенной стабилизации положения в Европе после мощной этнической и политической quot;перетряски". Наличие цельной мировоззренческой системы послужило формированию западноевропейского (западнохристианского) суперэтноса.

В Восточной Европе сильнейшего динамического напора тогдашних процессов не выдержали гунны, авары, хазары, печенеги и другие, исчезнув с этнической карты. Славянству динамика его тогдашнего существования не принесла катаклизмов благодаря действию такого относительно устойчивого фактора, как славянское этническое единство. Кроме того, проводником стабилизирующих тенденций в Восточной Европе была Византия, переживавшая культурный и военно-политический расцвет и являвшаяся ядром православной культуры. Византия втягивала в орбиту своего влияния - несмотря на неизбежные трения - южных и восточных славян, внося заряд своеобразия в их дальнейшую историю...

Б.В.Личман, С.В.Рыбаков
"История России с древнейших времен до второй половины XIX века"
Екатеринбург: Урал. гос. тех. ун-т, 1995, с.25-33.
Hosted by uCoz